Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова
тел./ факс: +7(4852) 79-77-51
Научная деятельность Документы Подразделения научного управления Молодежная наука

Анастасия ВОЛЧЕНКОВА: «Инклюзивное образование – однозначного мнения нет»

11/10/2017
Анастасия ВОЛЧЕНКОВА: «Инклюзивное образование – однозначного мнения нет»

В рубрике «Наука молодая» о своей научной работе рассказывает Анастасия Волченкова, студентка 4 курса факультета психологии. Анастасия - руководитель СНО факультета психологии, неоднократный победитель конкурса «Лучший студент» ЯрГУ; окончила первую ступень Московского института гештальта и психодрамы. Тема, которой занимается Анастасия – инклюзивное образование - очень важная и неоднозначная.

До поступления в университет я часто общалась с психологами, поэтому выбор профессии был осознанным. После поступления мне необходимо было определиться с исследовательским направлением и выбрать научного руководителя. Им стал доктор психологических наук, профессор Сергей Михайлович Кашапов, о научной деятельности которого я узнала будучи школьницей, когда участвовала в конференциях в качестве слушателя.  Свое первое научное исследование – «Креативность подростков в конфликте» - я провела на первом курсе. Мы сравнивали две группы подростков, имеющих нормальное развитие и подростков с задержкой психического развития, из города и сельской местности. Впоследствии я развила тему исследования: мы занялись проблемой психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Результаты исследований мы обсуждаем на конференциях, опубликовали более 40 работ на русском и английском языке в России, Германии, Польше, Северной Корее.

***

Начинала я свое исследование с сельских школ с интегрированным обучением, а продолжила работу с городскими школами, которые готовились получить статус инклюзивных. В таких школах вместе с обычными детьми учатся дети с особенностями в развитии. Моей задачей было подготовить детей с нормальным развитием к принятию детей с особенностями, а затем наблюдать за новыми коллективами, как эти дети адаптируются в классе. Мы разработали коррекционную программу «Формирование толерантности детей, имеющих нормальное развитие к людям с ограниченными возможностями здоровья и  инвалидностью». Эта программа учит относиться терпимо не только к своим сверстникам – ко всем людям с особенностями. В программе есть блок лекционных занятий, где мы рассказываем о том, какие бывают нарушения здоровья, как с этим можно жить и как сосуществовать с такими людьми. Мы проводим и практическую работу: групповые занятия, где ребята показывают, как они понимают толерантность, насколько они готовы принять другого человека; игры, направленные на сплочение коллектива, помогающие осознать ребенку, кто он среди своих сверстников: чего я боюсь, как общаться с соседом по парте, как быть, если кто-то тебя обижает. По статистике после наших занятий толерантность в инклюзивных классах повышается, и этот показатель не угасает после окончания занятий. Самое важное – работать систематически. Для детей с особенностями в развитии инклюзивное образование – безусловная польза. Этим мы включаем их в общество. А вот в плане знаний все не так однозначно. В специальных заведениях образовательные программы тоже специальные, и они более эффективны. В обычной школе учителю приходится работать в режиме многозадачности, то есть сразу по нескольким ученым программам - для обычных детей и для детей с особенностями.  Необходимо понять, что происходит с педагогом в таких условиях: эмоциональное выгорание или раскрытие творческого потенциала, появление желания сделать еще больше?

***

Взгляды ученых на инклюзивное образование разнятся: одни считают его миной замедленного действия под всей системой образования, другие говорят, что интеграция детей возможна, особенно если в классе учатся один-два ребенка с особенностями в развитии. И психологи, и педагоги понимают, что здесь много работы и широкое поле для исследований. Поэтому я продолжу работу, связанную с инклюзивным образованием, и в магистратуре, и в аспирантуре. Мне было бы интересно расширить исследование, подключить родителей. Потому что институт семьи более значим для ребенка, чем все другие социальные институты. Ведь атмосфера дома, установки родителей очень влияют на то, как ребенок относится к людям с особенностями в развитии.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 5
10 11 12 13 14
16 17 18 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Управление научных исследований и инноваций (УНИ) ЯрГУ

+7(4852) 79-77-51
nis@uniyar.ac.ru

Ярославль,
ул. Советская, 14, к. 305
посмотреть на карте

Время работы

с 8:30 до 17:30,
обед с 12:30 до 13:30