Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова
тел./ факс: +7(4852) 79-77-51
Научная деятельность Документы Подразделения Молодежная наука

Елена БОЙЧУК: «Наш алгоритм анализа ритма текста пока не имеет аналогов»

05/10/2017
Елена БОЙЧУК: «Наш алгоритм анализа ритма текста пока не имеет аналогов»

Оказывается, у прозы, как и у стихотворений, тоже есть ритм. Он исследуется на стыке многих наук, причем, пересечения бывают очень интересные и необычные, например, с математикой, физикой, архитектурой. О том, что такое ритм прозы и зачем его нужно изучать, мы беседуем с доктором филологических наук, старшим преподавателем кафедры иностранных языков ЯрГУ Еленой БОЙЧУК.

- Обычно говорят о ритмичности стихотворений, ритм прозы - понятие менее известное. Что же это такое?

- Законы стихотворного ритма изучены в большей степени, нежели законы ритма прозаического, это действительно так. Принято считать, что ритм поэтической речи содержит больше информации, чем ритм прозы. Однако это не так.

Вообще при рассмотрении ритма поэтического или прозаического текстов наибольшее внимание уделяется фонетической стороне этого явления. Отклонение от идеальной регулярности чередований, например, ударных и безударных слогов, восходящего и нисходящего движения тона, составляют основные характеристики ритма: слоговую, фразовую и интонационную. Однако ритм следует рассматривать не только с точки зрения фонетики, но и лексики, грамматики, стилистики, структурной композиции текста. Все эти аспекты так или иначе влияют на ритм, поэтому достаточно сложно четко сформулировать определение ритма прозы.   

Мы проанализировали большое количество французских художественных произведений и определили ритм прозы как периодическое проявление фонетических, лексических, грамматических средств выразительности речи, периодическую последовательность сегментов, частей текста и упорядоченную смену элементов сюжетно-образной системы художественного произведения.

- Имеет ли изучение ритма прозы практическое значение?

- Безусловно. Анализ ритмики позволяет выявить особенности языка того или иного писателя, например, для того, чтобы определить авторство утерянных текстов. В этой области в современных исследованиях ритма все чаще используется квантитативный метод. Его родоначальником принято считать поэта Андрея Белого. Метод основывается на подсчете ударных слогов в строке стихотворения и направлен на изучение метрики и ритмики стиха. Впоследствии данный метод был перенесен Андреем Белым и на прозу, для того чтобы выявить особенности процесса ритмообразования в том или ином произведении.

Другой метод определения степени ритмизованности текста предложили шведские ученые. В его основе - расчет скорости снижения количества определенных слов в тексте того или иного автора. Метод направлен на определение авторства текста, но пока еще себя не проявил в полной мере.

К вопросу о практической значимости изучения ритма можно отнести и возможность копирования авторского стиля. Здесь встает вопрос: намеренно ли автор употребляет некоторые средства или это спонтанное употребление, а может быть это фантазия, результат тщательного поиска исследователя? Однозначный ответ на поставленный вопрос дать довольно сложно, поскольку о намерении писателя может стать известно из каких-либо биографических источников, из истории создания того или иного произведения, написанной самим автором, если таковые имеются.

- Как ритмические средства воздействуют на восприятие текста читателем? Существует ли какой-либо терапевтический эффект, связанный с ним?

- В восприятии ритма важно умение читателя работать с текстом. По мнению психолога Льва Выготского, это напоминает восприятие музыкального произведения, которое возможно слушать только в определенном темпе. Если слушать это произведение по отдельным нотам, правильно его понять невозможно. Для каждого музыкального произведения композитор указывает свой темп, размер и ритм, которые исполнитель стремится соблюдать. Для художественного текста таких указателей нет: чтецы вольны в выборе манеры, темпа, тембра чтения.

При первом чтении восприятие ритма текста происходит на подсознательном уровне. Читатель не задумывается над тем, почему так четко и стройно звучит тот или иной эпизод, почему так явно представляется тот или иной образ, почему так «легко читается». И напротив, аритмичный текст может давать читателю совершенно противоположные ощущения – в этом особенность ритма прозаического текста в отличие от стихотворного. 

Что касается психологического воздействия ритмики текста, существует множество исследований в области психологии и психолингвистики, посвященных звуко-ритмическому воздействию. Звуко-ритмическое воздействие лежит в основе любой религии: многократные ритмические повторения простой и краткой молитвы, вроде «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй мя" направлены, по существу, к тому, чтобы привести человека в гипнотическое состояние.

Кроме того, в психологии и психотерапии есть такое направление, как книготерапия. Ее практикуют психологи, социальные работники, консультанты и библиотекари во всем мире, и в последнее время слово «книготерапия», или «библиотерапия», прочно вошло в лексикон, а сама тема приобрела значительную популярность у ученых и блогеров. Подбирая литературные источники для пациентов, стремящихся разобраться в себе и своих проблемах, книготерапевт более успешно решит задачу, рекомендовав читателю текст с высокой степенью ритмизации, изобилующий ритмическими средствами и построенный в соответствии с параметрами ритмичного текста.

- Одним из практических результатов вашего исследования стало компьютерное приложение. Как вы «научили» машину распознавать ритм текста?

- Приложение «Rythmanalyse», которое в настоящее время не имеет аналога, было создано совместно с Никитой Кожемякиным, в то время выпускником 5 курса факультета ИВТ ЯрГУ. Я готовила теоретическую базу - алгоритм анализа был опробован на материале французских романов 19 века, а Никита работал над технической стороной приложения.

Этот метод позволяет провести анализ по определенным параметрам. На уровне фонетики исследуется внутреннее строение ритмических единиц и фоностилистические средства: выявление равенства и последовательности слогов в ритмических группах, поиск ассонанса – повтора гласных звуков, аллитерации – повтора согласных звуков, рифмы четырех типов (бедной, недостаточной, богатой, гомеотелевтона – повтора морфем, при котором на небольшом отрезке текста встречаются слова с одинаковой финальной частью). На грамматическом уровне анализ ритмических средств предполагает поиск однородных членов предложения, многосоюзия, последовательности вопросительных, восклицательных предложений и т.д. На лексическом уровне осуществляется поиск и подсчет ключевых слов текста.

Анализ фонетики сводится, в первую очередь к делению на слоги предложенного программе текста. «Научить» программу делить текст на слоги было довольно сложно, потому что компьютер воспринимает не звуки, фонемы или буквы, а знаки. При создании приложения за основу принимались правила французского слогоделения, правила чтения, звуковые сочетания, дифтонги, которые должны распознаваться как один слог (iè, ieu, eai и др.), всевозможные позиции согласных, звучание которых зависит от ближайшего окружения.

Установить правила для подсчета слогов было тоже непросто. Здесь были использованы правила деления на группы при помощи графических знаков: запятых, двоеточий, точки с запятой, тире, сочинительных и подчинительных союзов. Мы назвали это делением на ритмические единицы, облегчающие работу с ритмом текста. Деление на ритмические единицы и подсчет в них слогов позволяет выявить их равенство, прогрессии или последовательность, что напрямую связано с ритмом текста. Единицы, равные с точки зрения слогового состава или представляющие собой слоговую последовательность с разницей в один слог, являются наиболее ритмичными.

Наше приложение проходит апробацию на факультете иностранных языков Института лингвистики и межкультурной коммуникации Московского государственного областного университета. В ближайшем будущем планируется ориентация работы приложения на английский язык.

            Беседовала Юлия ЦОФИНА

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31
Управление научных исследований и инноваций (УНИ) ЯрГУ

+7(4852) 79-77-51
nis@uniyar.ac.ru

Ярославль,
ул. Советская, 14, к. 305
посмотреть на карте

Управление молодежного предпринимательства (УМП) ЯрГУ

+7(4852) 788-508
oi@uniyar.ac.ru

Ярославль,
ул. Комсомольская, 3, к. Лаборатория Делоне (вход с ул. Первомайской)
посмотреть на карте


Время работы

с 8:30 до 17:30,
обед с 12:30 до 13:30