Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова
тел./ факс: +7(4852) 79-77-51
Научная деятельность Документы Подразделения научного управления Молодежная наука

Особенности корейского образования или русскоязычные трудоголики

02/04/2015

Сегодня никого не удивишь тем, что в российские вузы приезжают работать представители научного сообщества из других стран. В свою очередь, наши преподаватели также часто получают приглашение выступить перед иностранной студенческой аудиторией. Для преподавателей – это возможность расширить профессиональный кругозор и познакомиться с особенностями образовательной системы той или иной страны. На страницах этого выпуска «Территории науки» я хотел бы поделиться с читателями своими впечатлениями от рабочей поездки в Корею, которую совершил этой осенью.   

В свой третий приезд в Республику Корея я выступил с лекцией для магистрантов в Университете Ханянь, принял участие в семинаре Корейского института внешней экономической политики и семинаре Корейской Ассоциации Евразийских Исследований (на территории Университета иностранных языков Ханкук). Что удивительно, выступал я дважды на своем родном языке: в университетах Кореи много русскоговорящих; это «русские» корейцы, ученики, получившие образование в России (в МГУ, МГИМО), студенты с постсоветского пространства. Даже магистрантам я читал лекцию на русском языке –  и только двоим из них потребовался переводчик. Не скрою, в первые приезды это вызывало шок, но потом я к этому привык. Дело в том,  что в Корее, так же, как и во многих странах, распространено обучение за рубежом. Студенты, в частности, изучают и язык. Кроме того, я ведь общался с теми, кто работает и учится при кафедре изучения России и СНГ, поэтому нет ничего удивительного, что многие студенты владеют русским языком.

Что еще поразило меня в Корее? Сумасшедшая ориентированность на работу. Представьте себе,  национальное законодательство гарантирует  право на отпуск, но продолжительностью всего 5 дней! Конечно, работодатель, может делать дополнительные социальные гарантии. Но все же …  Главное, на что смотрит работодатель, - показатели:  публикации в журналах баз данных Scopus или Web of Science, наличие стажировок, дополнительного обучения, повышения квалификации. Чтобы иметь право преподавать в университете, ты должен доказать, что ты – специалист в своей области. Для того, чтобы преподаватель мог всем этим заниматься, предусмотрена небольшая нагрузка, но плюсом идут многочисленные обязанности, которые оплачиваются государством отдельно. Вообще, государство гарантирует только базовый уровень оплаты, причем, он весьма небольшой. Остальное составляют различные надбавки, выплаты за участие в проектах.

Возникает законный вопрос: где взять средства для значительного стимулирования преподавателей, развития образования и науки? Дело в том, что в Корее все высшее образование  главным образом платное. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок учился в вузе с хорошей репутацией, понимают, что это требует больших усилий и финансовых вложений. Дети, начиная класса с восьмого, учатся по 12 часов в день - в школе, на подготовительных курсах и т.д. А это стоит немало.

Учебные заведения заинтересованы демонстрировать свою ориентированность на интересы обучающихся. Поэтому вкладывают значительные средства в свое развитие. Например, за последние полтора года Университет иностранных языков Ханкук построил новый учебно-административный корпус, три новых общежития.

Кажется, вот бы и у нас также! Но переносить на нашу почву отдельные элементы, в отрыве от системы, нельзя, так же как и проводить какие-то параллели. Почему? Слишком разные системы. Начиная от культуры, системы ценностей и заканчивая бытовыми условиями (например, цены на недвижимость, зарплата преподавательского состава и т.д.). В Корее преподавателям созданы все возможности для заработка, но в то же время приходится существовать в конкурентной среде, где, чтобы получить эту должность, нужно выдержать настоящий конкурс, а затем постоянно подтверждать свой профессионализм. Оборотная сторона этого – статус. Вузовский преподаватель, профессор – это перспективы, деньги, престиж. То есть люди понимают, что в этой области вложения (в себя!) выгодны.

Слепо переносить структурные элементы одной системы в другую ни к чему хорошему не приведет. Но заимствовать что-то, безусловно, можно. Равно как и у нас. Ведь нельзя сказать, эта культура хорошая, а та – плохая. Они просто разные, но вполне могут дополнять друг друга.  

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Управление научных исследований и инноваций (УНИ) ЯрГУ

+7(4852) 79-77-51
nis@uniyar.ac.ru

Ярославль,
ул. Советская, 14, к. 305
посмотреть на карте

Время работы

с 8:30 до 17:30,
обед с 12:30 до 13:30